Фонд развития моногородов направлен на диверсификацию экономики моногородов и стабилизации социального-демографического статуса.
Моногродом называют населенный пункт, экономика и социальная стабильность которого зависят от деятельности одного или нескольких градообразующих организаций (далее ГО).
Основные цели Фонда: привлечение в моногорода инвестиций путем реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Проект может быть реализован на участке территории, состоящем из одного или нескольких земельных участков, в границах моногорода, а также на прилегающих к границам моногорода участках территории в границах промышленного, индустриального, технологического или агропромышленного парка.
Форма участия Фонда:
- Предоставление процентного займа;
- Участие в уставном капитале только создаваемых и уже существующих юридических фирм (не более 49%) на следующих условиях:
- Акционеры/участники Инициатора проекта и (или) Иные участники Проекта принимают безусловное обязательство о выкупе доли Фонда в соответствии с графиком возврата Средств Фонда, но не позднее 8 (восьми) лет с даты подписания Инвестиционного соглашения;
- Выкуп доли Фонда Инициатором Проекта и (или) Иными участниками Проекта осуществляется по цене, равной сумме Средств Фонда, направленных на финансирование Инвестиционного проекта и инвестиционной премии (проценты по займу).
Условия участия Фонда:
Примечание к таблице.
Общая стоимость проекта - сумма ранее осуществленных и планируемых инвестиций в инвестиционный проект в период инвестиционной фазы проекта в эксплуатации, включая следующие затраты на подготовку Проекта:
- Предпроектные работы, проектные работы;
- Затраты на CMP (строительно-монтажные работы) и ПНР (пуско-наладочные работы);
- Затраты на приобретение земли, зданий, сооружений и оборудования;
- Затраты на обучение персонала;
- Инвестиции в оборотный капитал.
Ранее осуществленные инвестиции в инвестиционный проект указываются по фактической величине понесенных и документально подтвержденных затрат.
Планируемые инвестиции указываются в номинальных ценах (с учетом прогнозной инфляции соответствующих затрат).
Требования к инициатору (заемщику):
- Инициатор (заемщик) – юридическое лицо, резидент Российской Федерации;
- Отсутствие у инициатора проекта решения о приостановлении деятельности или решения о признании Инициатора банкротом;
- Отсутствие у инициатора проекта просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Требования к инвестиционному проекту:
- Не должен являться Проектом по реконструкции, техническому перевооружению, модернизации и (или) дооборудованию градообразующей организации Моногорода;
- Проект по выручке должен соответствовать следующим требования: Ежегодная Выручка ГО Моногорода/50%<Ежегодная Выручка от реализации Проекта;
- Ежегодная стоимость товаров (услуг, работ) у ГО Моногорода не может превышать 50% от стоимости товаров (услуг, работ), приобретаемых в целях реализации Проекта;
- Наличие социально-экономического эффекта для моногорода по объему привлеченных инвестиций и количеству новых рабочих мест;
- Соответствие деятельности, разрешенной законодательством РФ и не отнесенной в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2) к какому-либо из следующих видов:
- охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (подкласс 01.7 класса 01 раздела А);
- производство табачных изделий (класс 12 раздела С);
- производство алкогольной продукции (подклассы 11.01, 11.02, 11.03, 11.04, 11.05 класса 11 раздела С);
- торговля оптовая и розничная (подклассы 45.1, 45.3 класса 45, класс 46, 47 раздела G), кроме торговли товарами собственного производства;
- деятельность финансовая и страховая (раздел К);
- государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (раздел О);
- деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей (класс 92 раздела R);
- деятельность общественных организаций (класс 94 раздела S);
- деятельность домашних хозяйств как работодателей, недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления (раздел T);
- деятельность экстерриториальных организаций и органов (раздел U).
Действия Инициатора проекта для получения поддержки Фонда:
- Проверить, что между субъектом Российской Федерации и Фондом заключено генеральное соглашение с моногородом, в котором планируется реализация инвестиционного проекта;
- Проверить деятельность, а также проект на соответствие требованиям Фонда (указаны выше);
- Подготовить комплект документов в соответствии с п.3 Методических указаний по подготовке комплекта документов для участия в отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации с использованием средств Фонда;
- Направить в Фонд заявку на участие в отборе Инвестиционных проектов, планируемых к реализации с использованием Средств Фонда (далее Заявка), с приложением комплекта документов (Паспорт инвестиционного проекта и документы согласно описи). При поступлении нескольких заявок предпочтение отдается тем проектам, которые создают наибольшее количество рабочих мест и обеспечивают достижение наибольших целевых значений показателей эффективности деятельности Фонда.
- Фонд в срок не более 65 рабочих дней проводит предварительную и комплексную оценку инвестиционного проекта и принимает решение о целесообразности участия Фонда в финансировании инвестиционного проекта;
- Фонд и Инициатор заключают соглашение об участии в финансировании инвестиционного проекта.
Мы готовы подготовить пакет документов согласно п.3.1. Положения о содействии в подготовке и (или) участии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» в финансировании инвестиционных проектов:
- Заявку на участие в отборе Инвестиционных проектов;
- Паспорт Инвестиционного проекта;
- Бизнес-план Инвестиционного проекта;
- Финансовую модель Инвестиционного проекта.
Бизнес-план должен содержать:
- Актуальную информацию по рынку;
- Справочный материал, включая информацию о составителях бизнес-плана, материалах, использованных при его составлении, словарь терминов и перечень расчетных формул, использованных при составлении бизнес-плана;
- Описание сути проекта;
- Обоснование соответствия Проекта целям деятельности Фонда;
- Обоснование положительного Социально-экономического эффективности Проекта для Моногорода, на территории которого Проект реализуется или планируется к реализации;
- Обоснование привлекательности Проекта для Фонда и иных участников Проекта, подкреплённое результатами финансовых прогнозов реализации Проекта, анализом потенциала рынка и возможностью Фонда осуществлять мониторинг за ходом реализации Проекта и целевым использованием Средств Фонда;
- Обоснование реализуемости Проекта, подкреплённое наличием плана и стратегии реализации проекта, возможностью привлечения необходимых ресурсов для реализации, наличием команды руководителей и разработчиков;
- Анализ возможных рисков, связанных с реализацией Инвестиционного проекта, и способов их минимизации. Наибольший интерес представляет оценка следующих рисков (согласно п. 4.3.9):
- Риски, связанные со структурой финансирования Инвестиционного проекта;
- Риски, связанные с плановым объёмом реализации продукции (работ, услуг) и их стоимостью;
- Риски, связанные с изменением стоимости приобретаемой компании/доли (в случае участия в капитале);
- Риски, связанные с получением требуемой доходности на акционерный (собственный) капитал (в случае участия в капитале);
- Риски, связанные с реализацией контрактов, заключённых с целью реализации Инвестиционного проекта;
- Риски, связанных с достаточностью инженерной и транспортной инфраструктуры для целей реализации Инвестиционного проекта;
- Риски, связанные с наличием документов по Инвестиционному проекту в части проектной документации и заключений экспертизы проектной документации на строительство и (или) реконструкцию зданий и сооружений в рамках реализации Инвестиционного проекта;
- Правовые риски и риски, связанные с недостаточностью средств субсидии для финансирования Инвестиционного проекта.
Рекомендуемая структура бизнес-плана для получения финансирования Фондом развития моногородов представлена здесь.
Основные требования к финансовой модели:
- Финансовая модель должна иметь последовательный и логичный формат. Информация в финансовой модели должна быть представлена в следующей последовательности - содержание, исходные данные и допущения (книга допущений), расчеты, результаты финансовых прогнозов. Визуально эти элементы должны быть разделены, но связаны расчетными формулами. Более детально о содержании каждого элемента модели смотрите здесь.
- Финансовая модель должна обладать достаточной степенью детализации, то есть содержать разбивки по основным видам продукции, регионам, производственным единицам, периодам, статьям доходов и затрат и иные (если применимо).
- Финансовая модель должна предусматривать возможность внесения изменений в исходные данные и допущения. Вычисляемые результаты финансовых прогнозов должны автоматически пересчитываться при внесении изменений в исходные данные и допущения.
- Прогнозная финансовая отчетность должна включать исторические данные, отражающие результаты фактической финансовой отчетности Инициатора Проекта или группы связанных с ним компаний на один квартал назад.
- Финансовая модель должна содержать проверку корректности вычислений, включая проверку сходимости прогнозного баланса, равенства величины изменения денежных средств в прогнозном балансе и в прогнозном отчете о движении денежных средств и иные соответствия.
Рекомендуемая структура финансовой модели для получения финансирования Фондом развития моногородов представлена здесь.